Уважаемые коллеги!

mainnews

Освоено производство металлорукавов с боковыми отводами и конечными соединениями типа ниппель+гайка, серия НПКФ.302646. от Ду16 до Ду40. Отводы под углами 45 град, 90 град от оси шланга, как в одной плоскости, так и в перпендикулярных плоскостях. Гайки - как с метрической, так и с трубной цилиндрической резьбой.

Поиск

Контакты

Для писем и запросов:

 

117036, Москва, В-36, а/я 16.

 

367013, г. Махачкала, а/я 19

 

Для звонков и факсов:

 

(495) 561-71-18,

 

(8722) 68-56-03, 999-145

 

(499) 723-38-90, 125-98-53,

125-96-40,

 

Электронная почта:

 

info (сбк) npo-sudmash.ru

Сегодня маркетинг – абсолютно необходимый атрибут деятельности предприятия в условиях жесткой конкуренции и борьбы за потребителя. Лидеры рынка тратят огромные средства на маркетинг. Маркетинговые инструменты становятся все более изощренными и агрессивными. В то же время предприятия ОПК практически не используют инструменты маркетинга в своей деятельности, полагая, что в сфере гособоронзаказа они не нужны и неэффективны. Так ли это? Есть ли место маркетингу в деятельности предприятий ОПК в сфере гособоронзаказа? Попробуем ответить на эти и другие актуальные вопросы.


Есть ли место маркетингу в деятельности предприятий ОПК?

Хорошо известно, что оборонно-промышленный комплекс – особенная отрасль экономики. Здесь нет и не может быть классического "свободного рынка", поставляемая продукция и услуги весьма специфичны, государство остается единственным заказчиком. В этих условиях роль рыночных механизмов весьма ограничена. Считается, что государственные заказчики в сфере гособоронзаказа (ГОЗ) точно знают, каких и сколько образцов вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) и военно-технического имущества (ВТИ) требуется для нужд обороны и безопасности, они размещают заказы на их разработку, производство, поставку и ремонт в соответствии с такой потребностью. Конкуренция в этой сфере деятельности либо отсутствует, т.к. многие предприятия имеют статус единственных поставщиков, либо весьма ограничена. Ценообразование на продукцию и услуги жестко регламентируется и контролируется государством.

Есть ли в этих условиях место маркетингу в деятельности предприятия ОПК?

Если вы спросите об этом руководителей предприятий ОПК, то ответ большинства из них будет, скорее всего, отрицательный. Мой опыт говорит о том, что на многих предприятиях ОПК понятие "маркетинг" зачастую сводится к подготовке рекламных проспектов, разработке и поддержанию интернет-сайтов (часто довольно примитивных), участию в выставках. Все это, несомненно, является элементами маркетинга, а точнее – комплекса мероприятий по продвижению товаров и услуг. В то же время это лишь малая часть маркетинга как системы действий. Несмотря на то, что теория и практика промышленного маркетинга довольно давно и хорошо разработаны и описаны, в т.ч. и в отечественной деловой литературе, в среде руководителей предприятий ОПК маркетинг представляется как атрибут деятельности, свойственный только для производства и продвижения товаров народного потребления. Отсюда зачастую идет непонимание важности маркетинга и даже отрицание его роли при разработке и производстве образцов ВВСТ и ВТИ.
Причины такой недооценки роли маркетинга в целом понятны. Это, конечно, уже упомянутая роль государства, которое, по сути, выступает "маркетологом", определяющим в сфере обороны и безопасности сколько, кому и чего нужно. С другой стороны, руководящие кадры ОПК десятилетиями формировались из технических специалистов, имеющих классическое советское образование.
Всем известно, что основная задача маркетинга – изучение и наиболее полное удовлетворение запросов потребителей. В сфере ГОЗ их принято называть заказчиками, хотя это не совсем точно: продукцию ОПК используют все-таки конечные потребители – конкретные подразделения (воинские части, поисково-спасательные формирования и т.п.). Предполагается, что каждый государственный заказчик в сфере ГОЗ точно знает, чего, сколько и какого качества ему нужно. Предприятиям ОПК остается только разработать это в соответствии с выданным заказчиком техническим заданием, либо изготовить в соответствии с техническими требованиями (техническими условиями) на серийное производство или ремонт образцов ВВСТ. Соответственно, нет "стихии рынка", а, значит, и присущих ей методов работы, включая маркетинговые инструменты.

Все это, конечно, так, но не совсем.
Современные условия деятельности предприятий ОПК

Начнем с того, что значительная часть окружающей среды предприятий ОПК является рыночной. У каждого предприятия есть многочисленные поставщики – контрагенты. Работа с ними в основном ведется на основе рыночных подходов: качество, цена, условия оплаты, сроки поставки, деловая репутация и так далее. Кроме того, многие предприятия ОПК – акционерные общества (пускай даже с государственным участием), и, значит, должны выполнять уставную задачу по получению прибыли. Но это не самое главное с точки зрения маркетинга.

Как известно, существует маркетинг стратегический, задачи которого – анализ рыночных возможностей предприятия и выработка долгосрочных рекомендаций на каких рынках работать, т.е. определение, кто является его заказчиками и потребителями, какую продукцию или услуги на этих рынках предлагать. На первый взгляд, здесь все понятно. Большинство предприятий ОПК были созданы еще в советские годы для разработки или выпуска вполне определенной продукции – кораблей, танков, самолетов, боеприпасов и т.д., и в этом смысле, казалось бы, не нуждаются в поиске своего места на рынке ГОЗ и в позиционировании себя на нем.
Тем не менее жизнь не стоит на месте. За последние годы существенно сократилась численность Вооруженных сил страны, в значительной степени изменились их структура и задачи, а, значит, и потребности в ВВСТ и ВТИ. Меняются методы вооруженной борьбы, появляются новые угрозы в сфере безопасности государства. Недавняя война в Нагорном Карабахе со всей очевидностью продемонстрировала это. Новые вызовы требуют разработки новых образцов ВВСТ и ВТИ, модернизации существующих, планирования их жизненного цикла. И порой продукция предприятий, десятилетиями выпускавших определенную номенклатуру ВВСТ и ВТИ, становится вдруг невостребованной. Сегодня многие предприятия ОПК для того, чтобы сохранить и укрепить свои позиции в сфере ГОЗ, сталкиваются с необходимостью перепрофилирования производства, расширения и изменения традиционной номенклатуры товаров и услуг.

Так, судостроительные заводы, ранее десятилетия строившие подводные лодки, вынуждены строить надводные корабли и ремонтировать подводные лодки, а это весьма различающиеся технологические процессы. Некоторые предприятия вообще организовали разработку и производство совершенно нетрадиционной для себя номенклатуры изделий ВВСТ и ВТИ. И тому хватает примеров. Конечно, это требует от руководства предприятий ОПК нового взгляда на окружающую среду, на свое место на рынке ГОЗ в стратегической перспективе, трезвой оценки своих сил и возможностей для работы в меняющихся условиях и, как следствие, разработки плана стратегического развития предприятия. А это и есть в чистом виде задачи стратегического маркетинга.
В этой ситуации каждое предприятие поступает по-своему. Кто-то по старинке уповает на решения президента и правительства страны, пишет им письма и обращения, надеясь таким образом получить заказы на продукцию, потребность в которой резко снизилась. Не все компании готовы выполнять необходимый заказчикам объем сервисных услуг на поставленных ранее образцах ВВСТ и ВТИ. Но все больше предприятий ОПК начинают понимать, что многое зависит непосредственно от них, их инициативы, компетентности, умения работать в рыночной экономике.
К сожалению, приходится констатировать, что сегодня компетентность подразделений государственных заказчиков, формирующих, размещающих и контролирующих выполнение ГОЗ, все еще ниже, чем в советское время. Ко всему прочему, эти подразделения разобщены даже в структуре одного государственного заказчика и не всегда проводят единую военно-техническую политику. Это связано, в частности, с многочисленными и не всегда продуманными реформами и сокращениями Вооруженных сил в недалеком прошлом. Как результат, часто сами специалисты государственных заказчиков не вполне представляют уровень современных и перспективных зарубежных аналогов ВВСТ и ВТИ; понимают, что им нужно, но не всегда могут грамотно формализовать свои потребности в технических заданиях на разработку и поставку образцов ВВСТ и ВТИ. К тому же в последние годы наметилась устойчивая тенденция снижения объема ассигнований на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИР и НИОКР) по созданию перспективных образцов ВВСТ и ВТИ.

С другой стороны, сегодня государственными заказчиками в сфере ГОЗ приветствуется разработка образцов ВВСТ в инициативном порядке за счет собственных средств. Минобороны России даже издало отдельный приказ, регламентирующий порядок таких разработок. Организация закупок по многим позициям ГОЗ позволяет принимать в них участие практически любым предприятиям, не только включенным в реестр предприятий ОПК. Сокращен перечень продукции, относимой к вооружению и военной технике, для разработки и поставки которой требуется специальная лицензия. В этих условиях роль маркетинговой активности предприятий, участвующих или желающих участвовать в реализации заданий ГОЗ, существенно повышается. Это поможет хотя бы частично решить острую проблему оснащения Вооруженных Сил РФ современным вооружением и военной техникой. Надо только иметь необходимую компетентность.

Для того чтобы эффективно удовлетворять потребности государственных заказчиков в сфере ГОЗ, надо знать их сегодняшние запросы и уметь предвидеть перспективные. Необходимо знать современные методы ведения боевых действий, представлять место и роль образца ВВСТ и ВТИ в общей системе ведения или обеспечения боевых действий, особенности боевой и специальной подготовки личного состава. Важно понимать тактическое значение каждого технического параметра образца ВВСТ и ВТИ, уметь оценивать их методами многокритериального анализа для формирования их оптимального набора для решения задач конкретного заказчика (потребителя). Немаловажным представляется и оценка способности предприятия выпускать современные образцы ВВСТ и ВТИ в необходимом количестве.

Одним из классических примеров "неудачного маркетинга" в производстве ВВСТ считается попытка германских Вооруженных сил в ходе Второй мировой войны заменить несколько устаревший, но хорошо зарекомендовавший себя танк Т-4 на новый танк "Тигр", имеющий гораздо более высокие тактико-технические характеристики и боевые возможности. Беда в том, что "Тигр" был гораздо сложнее в производстве и дороже, и в силу этого не мог выпускаться в достаточных количествах. Следствием такой фатальной ошибки стал критический недостаток танков в немецкой армии. Налицо отсутствие правильного взаимодействия между промышленностью и военными и, как результат, – обратное проявление известного закона философии о переходе количества в качество.

Таким образом, ключевая задача маркетинга предприятий ОПК – обеспечение эффективного взаимодействия с государственными заказчиком при формировании облика будущих товаров (образцов ВВСТ и ВТИ), планирования их жизненного цикла и определения потребных объемов поставок на долгосрочную перспективу.
Особенности продукции предприятий ОПК

Важная отличительная особенность товарной продукции ОПК – "потребление" ее значительной части происходит только в условиях реальных боевых действий. Это означает, что объективная проверка качества некоторых образцов ВВСТ и ВТИ в мирное время либо невозможна, либо носит неполный характер. И это коренное отличие оборонной продукции от продукции предприятий, чьи товары используются в повседневной жизни и потребитель может иметь обоснованное суждение об их качестве, подтвержденное собственным опытом эксплуатации. Поэтому крайне важно собирать и системно анализировать тенденции и опыт разработки и боевого применения образцов ВВСТ и ВТИ в России и за рубежом, активно участвовать в международных выставках. Дело это крайне непростое и не дающее полной объективной картины, но какое предприятие гражданского сектора России работает в понятной и изученной рыночной среде?
В плане изучения тенденций рынка, по сути – маркетинговых исследований, и формирования адекватных товарных предложений работы для наших предприятий ОПК – непочатый край. Автору приходилось неоднократно наблюдать поведение отечественных коллег на международных военных выставках. К сожалению, несмотря на весьма серьезные затраты, эффективность участия в них весьма скромная. Подавляющее количество участников, как правило, зрелого возраста и не могут общаться напрямую на своем стенде, тем более вести "разведку" на стендах иностранных конкурентов, в том числе по причине тотального незнания иностранного языка. Испытывая определенный стресс, многие предпочитают отсиживаться на своем стенде. Переводчиков же на всех не напасешься, да и далеко не каждый из них владеет специальными терминами. Практически исключено присутствие и активная работа наших представителей на конференциях, проводимых во время выставки, а ведь там собирается целевая аудитория, идет коллективный обмен мнениями. Российской молодежи на выставках крайне мало, она, как правило "не в теме" и работает в основном "на подхвате".

К этому нужно добавить, что, несмотря на наличие по тематике ОПК довольно большого количества российских изданий и интернет-ресурсов, за последние годы резко сократилось количество специальной и технической литературы на русском языке. Без изучения многочисленной специальной иностранной литературы, без возможности личного общения не только с российскими, но и с зарубежными носителями специальных знаний, невозможно считать себя современным специалистом в области создания перспективных образцов ВВСТ и ВТИ. Поэтому изучение английского языка как инструмента международного научного и делового общения крайне необходимо, и в первую очередь – для молодежи.

Несмотря на указанные сложности, овладение предприятиями ОПК маркетинговыми методами работы в рыночной экономике жизненно необходимо. Поэтому перейдем к сути вопроса и рассмотрим, как работает комплекс маркетинга, его классические четыре составляющие в области деятельности ОПК.
Особенности комплекса маркетинга для предприятия ОПК

Начнем с первой составляющей – собственно товара. Надо отметить, что образцы ВВСТ обладают всеми маркетинговыми атрибутами товара: ценой и сроками поставки, качеством, простотой и удобством эксплуатации или применения, степенью надежности и ремонтопригодности и многими другими свойствами, гарантийными сроками. Более того, эти изделия имеют определенный набор ценностей, которые могут отличатся для разных заказчиков, как отечественных, так и иностранных.
К сожалению, в среде предприятий ОПК "товарно-маркетинговое" мышление как-то не принято, преобладает "техническое". Я считаю оба этих мышления взаимно дополняющими друг друга. Невозможно быть "чистым маркетологом", не знающим тактико-технические характеристики образца ВВСТ и условия его эксплуатации и применения в войсках и на флотах. Также невозможно быть "чистым технарем", абстрагированным от многочисленных организационных и экономических аспектов, проявляющихся в ходе хранения, эксплуатации, боевого применения и утилизации ВВСТ.
Один из атрибутов товара, как известно, – качество его эксплуатационной документации. Хотел бы остановиться на экономических и даже маркетинговых аспектах при разработке рабочей конструкторской и эксплуатационной документации. Нормативно-техническая документация традиционно является прерогативой технических специалистов предприятий. Руководство, по вполне понятным причинам, им доверяет и не всегда считает нужным внимательно изучить документацию после ее разработки. Я имею в виду, прежде всего, технические условия (ТУ), руководство по эксплуатации (РЭ) и формуляр на образец ВВСТ. Структура этих документов регламентирована ГОСТами, а вот содержание может быть весьма разным. Недостаточно продуманные фразы или даже разделы в этих документах могут предъявить завышенные или даже невыполнимые требования к количеству и квалификации обслуживающего личного состава, порядку хранения, эксплуатации и техническому обслуживанию образца ВВСТ или его утилизации.

Мне известен случай, когда в проекте руководства по эксплуатации на специальное средство нелетального воздействия на нарушителей периметра охраняемого объекта разработчик требовал перед боевым применением такого средства вызывать специалистов предприятия-изготовителя! Помимо невозможности оперативного воздействия на нарушителей, у этого нелепого требования есть и экономический аспект: а за чей счет поедут специалисты предприятия? Конечно, это скорее нонсенс, исключение, но это всего лишь один из известных мне многочисленных примеров, показывающих, что специалисты предприятий-разработчиков весьма смутно представляют реальные условия эксплуатации, технического обслуживания и боевого применения ВВСТ и возможные последствия своих оплошностей при разработке эксплуатационной документации.

Последнее время практически все госзаказчики в сфере ГОЗ требуют наличия ремонтной (сервисной) документации. Это связано с необходимостью обеспечения жизненного цикла изделия. При этом нужно, чтобы положения этой документации могли быть конвертированы специалистами предприятия и заказчика в цену контракта на проведение сервисного обслуживания или ремонта. А значит, из документации должно быть понятно, какие и сколько запчастей и расходных материалов требуется для проведения сервиса и ремонта, каков при этом перечень технологических операций, какова трудоемкость каждой операции, какой инструмент и оснастка требуются для ее проведения и кем может быть проведена та или иная технологическая операция – личным составом или только предприятием-изготовителем. Надо ли говорить, что при общей довольно высокой технической культуре конструкторов-разработчиков у них почти начисто отсутствует понимание таких коммерческих аспектов технической документации.

Таким образом, несмотря на "технический" характер этих документов, последствия непродуманной во всех аспектах разработки могут носить правовой, экономический и маркетинговый характер. Это рекламации, непредвиденные затраты, затруднения в эксплуатации, техническом обслуживании и боевом применении образца ВВСТ, пострадавшая репутация предприятия. Вот почему техническая документация подлежит тщательному рассмотрению самыми разными специалистами предприятия для оценки ее "пригодности" к использованию потребителями и экономистами при формировании цен сервисных и ремонтных контрактов. Это, по сути, маркетинговое моделирование процесса потребления (эксплуатации и ремонта) поставляемого товара. Такое моделирование невозможно без хорошего понимания процессов закупки и "потребления" продукции ОПК структурами государственных заказчиков. Напомню, что маркетинг как раз и занимается изучением потребителей для того, чтобы предложить им наиболее подходящий товар, в нашем случае – образец ВВСТ.
Вторая составляющая комплекса маркетинга – цена. Подавляющее большинство предприятий ОПК, создающих финальные образцы ВВСТ и ВТИ определяют цену на свою продукцию затратным методом. В этих условиях предприятиям необходимо научиться правильно рассчитать сумму дохода, который мог бы быть получен в течение всего жизненного цикла образца ВВСТ, т.е. его разработки, поставки, технического обслуживания, ремонта и утилизации. На всех этих этапах предприятие должно грамотно найти свое место, уметь создавать обоснованную добавленную стоимость. И здесь опять важное значение имеет техническая документация на изделие – если в ней обоснованно прописано и принято заказчиком участие предприятия на этих этапах, то можно рассчитывать на долгосрочный и постоянный доход.

С 2018 года действуют новые правила ценообразования на продукцию в сфере ГОЗ, дающие предприятиям больше возможностей по получению прибыли, в частности, за счет применения рыночных цен и так называемых базовых цен. Тем не менее, 99% предприятий ОПК по-прежнему применяют классический затратный метод, который едва позволяет покрыть затраты (и то не все) и совершенно не стимулирует снижение издержек. Почему так происходит? Потому что ценообразование испокон веков было и остается вотчиной "ценовиков" – финансистов, экономистов, бухгалтеров. Руководители предприятий в этом не очень сильно разбираются и разбираться особо не хотят, маркетологи – тем более. В результате часто вместо долгосрочного планирования денежных поступлений, разработки ценовой политики и стратегии снижения издержек происходит ежегодная битва за новую цену на продукцию предприятия со структурами заказчика.

Если говорить о третьей составляющей комплекса маркетинга – приближении товара к потребителю, то надо признать, что этот элемент в области деятельности предприятий ОПК практически не работает. Ни о какой дистрибуции или сбытовой сети, конечно же, речи не идет. Можно говорить лишь о грамотном планировании сроков исполнения обязательств предприятиями по ГОЗ – разработки, поставки, технического обслуживания, проведении шеф-монтажных работ на объектах заказчика.

Наконец, с четвертой составляющей комплекса маркетинга – продвижением, все более-менее понятно. Ею в той или иной форме пользуются практически все предприятия: размещают рекламу, участвуют в выставках. Практика показывает, что решения в этой области деятельности предприятия ОПК зачастую принимают спонтанно, далеко не всегда учитывая, дойдет ли их коммуникационный посыл до целевой аудитории и насколько оправданы затраты на такие коммуникации. Поэтому очень важно грамотное обоснование и планирование деятельности по продвижению, разработка медиапланов и бюджетов продвижения, соответствующих маркетинговой стратегии предприятия. Известно, что в сфере промышленного маркетинга заказчик "многоголов", поэтому важно выявить все его "головы" и их роль в принятии решения на закупку. Информация о том, что есть у предприятия сегодня и появится в перспективе, должна дойти до всех структур государственного заказчика, оказывающих влияние на принятие решения на закупку: потребителей, подразделений, формирующих и размещающих задания ГОЗ, научно-исследовательских учреждений, военных приемок. К сожалению, многие руководители предприятий не вполне осознают, какие подразделения государственного заказчика являются реальными заказчиками в сфере ГОЗ и, соответственно, не вполне адресно прилагают свои усилия по продвижению своей продукции.
Особое значение упомянутые составляющие комплекса маркетинга имеют при экспорте. Здесь, конечно, первую роль играют политические факторы. В то же время огромное значение имеет умение разработать товар с учетом специфики конкретного иностранного заказчика, уровня международной конкуренции, предложить привлекательную для заказчика и приемлемую для предприятия цену и грамотно представить продукцию. Ахиллесовой пятой наших экспортных поставщиков остается сервисное обслуживание. Как-то раз к нам на семинар по инициативным разработкам пришли представители одного уважаемого отечественного холдинга предприятий ОПК. Их интересовало, кто выдает техническое задание на экспортные образцы. Право, и смех, и грех. Неистребима наша привычка получать задания "сверху" и нежелание думать самостоятельно.

Сегодня вполне очевидно, что, несмотря на всю специфику деятельности предприятий ОПК, традиционным маркетинговым методам и инструментам в их деятельности есть достаточно места. Надо только творчески подходить к применению этих методов и инструментов с учетом специфики деятельности и внешней среды. Отрадно отметить, что все больше предприятий ОПК успешно применяют теорию и практику маркетинга при реализации заданий ГОЗ. Организация бизнес-процессов этих предприятий направлена на максимальную эффективность и минимизацию ошибок, вызванных человеческим фактором. Это регламенты проведения инициативных разработок, подготовки к участию в закупках государственных заказчиков, маркетингового и бюджетного планирования всех сфер деятельности, организация постоянно действующей внутренней системы повышения квалификации персонала, подготовки кадрового резерва и другие. Весьма целесообразна разработка действенной коммерческой политики не как набора деклараций типа "дальше, выше, сильнее", а свода конкретных правил и методов в области разработки новых товаров, продаж, сервисной и ценовой политики в сфере ГОЗ.

От того, насколько овладеют этими методами руководители предприятий ОПК, в значительной степени зависит успех в их непростой деятельности.

Сергей Николаевич Бирюков,
генеральный директор ООО "Оборонконсалтинг"

Новости

В Сызрани модернизируют причальную стенку к началу круизного сезона

В новом круизном сезоне Сызрань сможет принять больше лайнеров, чем планировалось.

Подробнее...
ГТЛК раскрыла планы строительства судоремонтного кластера в Мурманске

Реализация проекта судоремонтного комплекса кластерного типа на территории Мурманской области создаст в регионе дополнительно 200 рабочих мест. Такие данные привели Sudostroenie.info в "Государственной транспортной лизинговой компании" (ГТЛК).

Подробнее...
Морской порт в Пионерском примет первые паромы в июле

Международный морской порт в городе Пионерский Калининградской области примет первые паромы с накатной техникой в июле 2024 года. Об этом было заявлено в ходе выездного совещания на объекте, которое провел генеральный директор ФКУ "Ространсмодернизация" Игорь Гуров.

Подробнее...
Игорь Вильнит: следующая стратегическая АПЛ будет лучше "Арктура"

Центральное конструкторское бюро морской техники (ЦКБ МТ) "Рубин" ведет разработку атомного ракетного подводного крейсера стратегического назначения (АРПКСН) пятого поколения. Об этом ТАСС сообщил генеральный директор ЦКБ МТ Игорь Вильнит.

Подробнее...
На Севмаше модернизировали гальванический цех

Производственное объединение "Севмаш" (входит в ОСК) завершило масштабную модернизацию гальванического цеха. Об этом говорится в сообщении предприятия от 21 марта.

Подробнее...
Понтонный мост через Амур сменят на суда на воздушной подушке

В апреле начнется демонтаж понтонного моста через Амур. Специалисты контрольных органов, отвечающие за безопасность пассажирских и грузовых перевозок по понтонному мосту, ежедневно мониторят ледовую обстановку на реке.

Подробнее...
В выставке "Экспотехностраж-2024" примут участие более 120 предприятий

С 3 по 5 апреля в конгрессно-выставочном центре "Экспофорум" в Петербурге пройдет выставка передовых технологий обеспечения безопасности личности, общества и государства "Экспотехностраж. День передовых технологий". Организатором мероприятия выступает Росгвардия при поддержке правительства Петербурга и регионального управления МЧС.

Подробнее...
В Великом Новгороде пройдет конференция по судоходным гидротехническим сооружениям

19-21 июня 2024 года в Великом Новгороде состоится очередная ежегодная всероссийская научно-практическая конференция "Обеспечение безопасности и надежности судоходных гидротехнических сооружений". Об этом говорится в сообщении Росморречфлота от 18 марта.

Подробнее...
Морское такси между Сочи и Новороссийском могут запустить уже в этом году

Фонд развития Краснодарского края и кубанские предприятия рассматривают возможности для организации морской пассажирской линии между Новороссийском и Сочи.

Подробнее...
"Росэлектроника" наладила выпуск модулей управления для беспилотников

Холдинг "Росэлектроника" ("Ростех") приступил к выпуску линейки электронных и электротехнических модулей управления для беспилотных систем. Устройства предназначены для использования в составе легких дронов, а также наземных, подводных и надводных аппаратов.

Подробнее...

© ООО НПО "Судмаш" 1991-2014. All Rights Reserved.
Яндекс.Метрика